ГлавнаяСтатьиТрафаретная печать или «Шелкография». Что это такое?

Трафаретная печать или «Шелкография». Что это такое?

Собственно, статья написана для новичков в этом деле, поэтому постараюсь максимально подробно разобрать сам технологический процесс сего действа.

Шелкография — один из самых старейших методов нанесения изображений на ткань. Конечно, во времена царя Гороха не было ни специального оборудования, ни красок, ни других вспомогательных расходных материалов, во многом облегчающих сам процесс печати. Шли годы….. Индустриализация… Научно-технический прогресс…
В наши дни этот способ печати позволяет наносить изображения как на плоские, так и на цилиндрические поверхности, подразумевает под собой печать на широком спектре материалов, таких как ткань, дерево, пластик и др.

1. Подготовка трафаретной формы

Само название данного вида печати происходит от слова трафарет. Он и является той самой основой для нанесения изображений.
В первую очередь идет, так называемая, «компьютерная» часть. В графическом редакторе (например, Photoshop) изображение разбивается на тона (красный, зеленый, синий, желтый). Получаем четыре однотонных изображения, распечатываем их на пленке (можно это сделать на лазерном принтере, да и в любой типографии Вам это сделают). Далее подготавливается сам трафарет. Рамы различных размеров, сетки с разным разрешением, натяжные устройства — все это Вы можете найти в соответствующем разделе на нашем сайте.

Натягиваем сетку на раму. Далее вспоминаем школьный курс химии…. На натянутую раму наносится фотоэмульсия (советую это делать или же под вытяжкой, или же в хорошо проветриваемом помещении — скажу прямо — запах у этой штуки далеко не из приятных.). Для нанесения фотоэмульсии используется ракель-кювета. 

Для следующего шага нам потребуется засветочная (экспозиционная) камера.

Ее выбор зависит от размера Ваших трафаретов. Наклеиваем распечатанную пленку на центр трафарета (раму с натянутой сеткой), крепим по уголкам скотчем. Получившуюся конструкцию кладем в экспо-камеру и производим засветку.
После экспонирования фотоэмульсия приобретает порошковую консистенцию, оставив на трафарете необходимое изображение. Трафарет промывается водой под давлением, чтобы удалить ненужную фотоэмульсию (можно использовать обычный аппарат высокого давления — в ОБИ и ему подобных магазинах они всегда есть в продаже, некоторые умельцы промывают простым душем).
И… О, чудо — трафарет готов!!! При многоцветном изображении все вышесказанное необходимо повторить с каждой полученной пленкой (с каждым тоном).

2.Печать изображений

Теперь перейдем непосредственно к самому процессу печати. Для начала определимся с выбором станка.
Если Вам необходимо выполнять надписи/рисунки одним цветом и в не очень больших объемах — для этого вполне достаточно будет простенького станка ручного типа.

Станки подбираются в зависимости от размера Вашего изделия и размера необходимого изображения. Для многоцвета или при больших объемах продукции используются карусельные и полуавтоматические станки, так как при печати многоцветного изображения на ручном станке возникает проблема центровки изделия. 

Чтобы не ждать высыхания каждого слоя краски перед нанесением другого цвета к карусельному станку для ускорения процесса печати желательно приобрести промежуточную сушку.

Для наилучшего нанесения изображений и для их большей долговечности каждому типу группы материалов предназначается своя серия красок. Краска наливается в готовый трафарет и прогоняется ракелем. Количество прогонов одного цвета зависит от сетки (выбор сетки — одно из самых сложных дел в данной области деятельности. Ведь от размера ячеек, нитей, типа плетения, даже от цвета сетки зависит качество изображения. К вопросу выбора сеток я вернусь в следующей своей статье.) и насыщенности изображения. Обычно делают 1-2 прогона.

3.Конечная сушка

После нанесения изображения изделие необходимо высушить. Выбор сушки опять же зависит от объема Вашего производства. Если тираж маленький и есть время подождать, то вполне достаточно будет стеллажа для сушки оттисков, которые выбираются под размер изделий.

Если же производство крупное, то наилучшим вариантом будет конвейерная сушка, которую можно удлинять за счет дополнительных секций. То есть Вы можете создать конвейер любой длины, которая Вам может быть необходима.

Напоследок хотелось бы сказать — цены только кажутся слишком высокими. На самом деле, данный вид печати один из самых недорогих и быстроокупаемых, особенно на больших тиражах. Да и по качеству он удовлетворит самых требовательных заказчиков, если, конечно, правильно подобрать краску и химию.
Появились вопросы? Пишите в чат, звоните — с радостью ответим на все Ваши вопросы!

С уважением, Башлыков Владислав.